Гильдия издателей 19 авгуcта 2018
 
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

О СОЮЗЕ ИЗДАТЕЛЕЙ (ГИПП) | Детская пресса | Конвергентная редакция в регионе | ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ | Московский фестиваль прессы
ГИПП рекомендует
Формат «согласия» разработали участники XI Ежегодного отраслевого форума «Publishing Expo/Издательский бизнес. Перезагрузка» (27.01.2016)
Y
Обзоры событий в медиа-среде
Вид для печати
Обсудить в форуме
23.04.2018
Алексей Ходорыч: «Наша сверхцель – растить хороших людей»
«Классный журнал» – одно из первых изданий, с которым фонд «Разумный интернет» начал сотрудничать на этапе запуска домена .ДЕТИ. Например, именно с подачи Фонда для сайта журнала был зарегистрирован адрес классный.дети, а на его страницах появилась рубрика «Классный Интернет», которая, при поддержке компании «Ростелеком», активно развивается и сегодня. О других проектах «Классного журнала» мы поговорили с главным редактором Алексеем Ходорычем.

Алексей, а нужен ли современному ребенку из поколения Z бумажный журнал и почему? 

– Бумажный журнал, конечно, нужен: и как мостик к привычке читать, и как самодостаточный способ получения и осмысления информации. Ну и как подготовка к поведению в интернете, разумеется. Сейчас дети в сети в основном не читают – играют, общаются, смотрят видео. Сама по себе возможность интерактива снижает привлекательность чтения, когда ребёнок находится онлайн. А между тем, чтение – это не только метод потребления информации, но и метод самодисциплины, который в том числе пробуждает фантазию и абстрактное мышление. Именно поэтому сам по себе вопрос доступа к бумажной детской периодике уже является вопросом не только выживания детской прессы, но и образования в самом широком смысле этого слова. В конце 2016 года на большой пресс-конференции Владимира Путина, я задал Президенту вопрос о комплектовании библиотек бумажной периодикой. Но с тех пор ситуация не очень изменилась. Так что бумажный журнал, с одной стороны, нужен. С другой, подчас, труднодоступен.

Как вы считаете, в каком возрасте ребенок может начать использовать гаджет, а когда самостоятельно серфить по сети? 

– Начать использовать гаджет или серфить по сети он может в любом возрасте – как только это начнет получаться. Но на самом деле ситуация с сетями в наше время вовсе не так безоблачна, как полагают сторонники новых видов коммуникаций. Но и не так страшна, какой её рисуют те, кто считает, что цивилизация вообще уходит от чтения. Гаджет и сеть – это в любом случае инструмент. Нужно не инструменты запрещать или ограничивать, а прививать иммунитет к тем особенсностям инструментов, которые могут сказаться негативно.

Уделяется ли в ваших журналах внимание теме интернет-безопасности и в каком виде? 

– Да, мы затрагиваем эту тему, причем не только в журнале, но и в программе «Классное детство», которую «Классный журнал» ведёт по субботам на радио «МедиаМетрикс». В одном из выпусков инициатор Единого урока по безопасности в интернете сенатор Людмила Бокова рассказывает о важности это темы.

А теперь «Классный журнал» планирует создать целую рубрику, посвященную всем этим вопросам. Если кому-то интересно узнать планы по ее созданию данной рубрики – напишите мне на ax@osp.ru, обязательно отвечу.

Расскажите, пожалуйста, о «Классном журнале»: что он представляет собой по сути, когда был создан, кто его идеолог и авторы? На какую аудиторию он рассчитан? 

– В 1999 году журнал создал редакционный коллектив издательства «Открытые системы», у одних как раз появились дети, у других – подросли и пошли в школу, вот и решили сделать специализированный журнал для детей, отличающийся от тех, которые тогда царствовали на рынке, но не могли полностью удовлетворить современные потребности. Сначала журнал был рассчитан и на дошкольников, и на школьников младшей и средней школы, но потом, когда в 2004 году был создан журнал «ПониМашка» для дошкольников, «Классный журнал» стал ориентироваться на аудиторию от 7 до 13 лет.

Кстати, как дела у «ПониМашки»? 

– Отлично! Журнал активно развивается и увеличивает аудиторию фанатов. Для них «Открытые системы» с помощью питерской компании «Играмир» налаживает выпуск мягкой игрушки ПониМашки – очень милой пони, которая и живёт на страницах журнала. Все это стало возможным проекту «Классная игрушка», который мы развиваем с помощью нашего партнера – интернет-холдинга eHouse. Скоро наша игрушка появится в продаже, об этом мы сразу сообщим на сайте «Классного журнала» – классный.дети.

У «ПониМашки» есть мобильное приложение… А у «Классного»? Ведь по логике, мобильное приложение – это как раз для детей постарше, которым с гаджетами сподручнее, а малыши могут подольше побыть малышами.

– Мы делали приложение и для «Классного», его и сейчас можно скачать в Google Play. Там мы уделяли больше внимания интерактиву, но всё равно оно не стало популярным. Все-таки потребности нашей аудитории удовлетворяются всем тем многообразием контента, который сегодня существует. С «ПониМашкой» другая история, её контент востребован и в виде мобильного приложения.

Но вернёмся к «Классному журналу», в нём есть два главных героя – Пантукль и Жукабра. Кто они, почему у них такие странные имена и какова главная их задача? 

– Истории нашего славного издания был посвящен целый номер (N15, 2017), когда мы сменили дизайн. Предлагаю каждому скачать его pdf-версию. В номере есть информация и про Пантукля с Жукаброй, которые появились в журнале в 2004 году.  Если коротко, Жукабра – это инопланетянка с планеты Кофетерия, а Пантукль – рысь из заповедника в Сибири. Они путешествуют, попадают в приключения, изучают мир и рассказывают об этом читателям.

На самом деле не раз возникало желание от этих героев избавиться, заменить на кого-то другого. Особенно смущала Жукабра с четырьмя руками. Она как-то на нечистую силу смахивает. Но читатели – и старые, и новые – очень любят этих героев. Регулярно встречаюсь с читателями журнала на различных культурно-массовых акциях, о Жукабре и Пантукле спрашивают постоянно.

Какие рубрики есть в «Классном журнале», чему они учат, какие из них наиболее популярны у детей?

– Лозунг «Классного журнала» – «Журнал полезных развлечений!» – в полной мере отражает его форму и содержание. С одной стороны, журнал красочный, в нем много ребусов, головоломок,  страшилок, есть комиксы, игры. С другой стороны, в нем присутствуют рассказы, стихи, тексты о науке, географии, биологии и другие образовательные материалы.

Целый ряд рубрик – «Почемучка», «Самый-самый», «Мир», «В цифрах», «Книжная полка», «Читаем», «Моя страна», «Словечко», «Что это?», «Про животных», «Научная всячина», «Профессия», «Озадачник» – имеет прямое отношение к образовательному процессу. А во многих других рубриках, прямо не связанных с образованием, мы его затрагиваем время от времени.

Как пример, рубрика «Классный Интернет», в которой мы печатаем обзоры сайтов для детей. И образовательные ресурсы не редкость в этих обзорах.

Или, например, рубрика «Своими руками»: поделки и эксперименты, которые в ней описываются, позволяют знакомить детей с информацией из области физики, химии, механики, оптики, биологии и прочих прикладных дисциплин.  

Всегда интересны читателям «Страшилки» и «Новости». В 2014 мы добавили «Квесты» – сейчас это одна из самых популярных рубрик. Но особой популярностью пользуется «Классная почта» и новая рубрика «Школьные будни», где рассматриваются самые разные ситуации взаимоотношений в школе. Тема коммуникаций между людьми очень актуальна, именно поэтому в этом году мы подали заявку на государственную поддержку социально значимого проекта «Здравствуй, мир!», который ставит своей целью познакомить детей с основами социальной жизни в обществе, научить понимать себя и окружающих людей.

Планов по развитию много, упомяну пока лишь наш проект «Будь здоров!», посвященный здоровому образу жизни и правильному поведению в экстремальных ситуациях, а также общероссийский проект «Классный папа» с которым Фонд «Отцовство» при участии «Классного журнала» подался на грантовую поддержку Президента РФ.

 Как изменился журнал со времен первого выпуска – повлияла ли на него смена тысячелетия, политические события, развитие информационных технологий?

– Визуальные тенденции, общие для всех печатных СМИ, – больше картинок, меньше текста. Хотя мы и называем себя ступенькой к привычке читать, читают современные дети немного. Приходится учитывать и соблюдать баланс развлечений и пользы. Мы вообще всё время меняемся, проводим опросы, мониторим мнения, для нас важно быть разнообразными, видеть новые формы и применять их. И наша группа во «ВКонтакте», где уже почти 9 тысяч участников, нам очень помогает.

А изменились ли сами дети?  

– Именно потому, что приходится постоянно с ними общаться, сложно однозначно ответить на этот вопрос. С одной стороны, конечно же, изменились – под воздействием новых технологий. А с другой – дети остаются детьми, все преимущества и недостатки такого возрастного состояния, остаются такими же, какими и были раньше.

Чтобы попасть на сайт «Классного журнала», можно набрать адрес классный.дети или классный-журнал.дети, зарегистрированный в новом кириллическом домене. Почему вы решили открыть проект в нашей доменной зоне, чем она интересна потенциальным участникам вашего проекта или удобна для пользователей? 

 Прежде всего, привлек повышенный контроль безопасности контента в этой доменной зоне. Кроме того, нас привлекает и рекомендательный сервис .ДЕТИ, мы надеемся, что учителя, педагоги и родители с большим доверием относятся к сайтам в этой доменной зоне. Но отмечу, что мы не бросаем и наш старый домен – classmag.ru. Многие читатели знают нас именно по этому адресу. Так что стараемся работать со всеми

Вы распространяете журнал не только в розницу, но и по подписке, причём подписаться можно прямо на сайте…

– Верно. И детские издания, где мало рекламы, зависят от подписки в первую очередь. Особенно в условиях неустойчивой ситуации с дистрибуцией и розничными продажами печатных СМИ. Иногда именно почтовая доставка помогает изданиям существовать, с одной стороны, а с другой – обеспечивает читателя тем продуктом, который он хочет. И здесь хотелось бы похвастать автоматизированной CRM-системой редакционной подписки, которую издательство «Открытые системы» изначально создавало для своих изданий; теперь, благодаря проекту, реализованному при поддержке Фонда содействия инновациям, она доступна и на широком рынке. Это не простая подписка, а система обратной связи, аналитики и контроля, которая значительно поднимает потенциал работы по подписке, делает каждого заказчика персонифицированным для издателя, что дает возможность более гибко подходить к предложению своей продукции.

А ещё хочу обратить внимание на проект «БиблиоРодина» в поддержку подписки российских библиотек, запущенный краудфандинговой платформой Planeta.ru, Российской библиотечной ассоциацией (РБА), Русской школьной библиотечной ассоциацией (РШБА) при поддержке Государственной Думы РФ и «Почты России» в октябре 2016 года. Цель проекта — возродить региональные библиотеки как культурно-научные центры по всей стране и меценатство как способ помощи этим библиотекам. Мы тогда написали об этом и присоединились к системе. На сегодняшний день к проекту подключены 6,5 тысяч библиотек, включая научные, детские, школьные и специализированные, и 70 периодических изданий. Оформлено уже более 400 подписок на сумму порядка 1 млн рублей. Стать меценатом может любой неравнодушный человек. Это легко – достаточно зайти на сайт biblio.planeta.ru и оформить подписку.

А вообще, проблему с детскими СМИ мы поднимали и на своём сайте и не раз обсуждали c заместителем начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Роспечати Светланой Дзюбинской и исполнительным директором Союза издателей ГИПП Еленой Шитиковой в программе «Классное детство»

На сайте «Классного журнала» я обнаружила «Клуб правильных поступков», задача которого научить детей быть добрыми и социально ответственными, верно? Какие проекты входят в этот клуб и какие больше других интересуют детей? 

– В этом разделе мы объединили наши основные социально значимые проекты. Из них наибольшей популярностью пользуются акция «Мой вопрос Президенту!», во время которой в прошлом году мы собрали почти 16 тысяч вопросов

Разумеется, стоит отметить и ежегодный конкурс добрых дел «Классно быть хорошим!», в котором 2017 году приняло участие почти 2 тысячи участников. Председатель жюри конкурса знаменитый детский композитор Григорий Гладков нам для этого конкурса даже гимн написал.

У любого проекта, создатели которого стремятся к максимальному, скажем так, КПД, есть сверхцель, возможно, накопительного свойства, которая «выстрелит» в будущем, и некие сиюминутные задачи. Расскажите, пожалуйста, о таковых для «Классного журнала» и «ПониМашки».

– Наша сверхцель – растить хороших людей, становиться им другом, который учит их только хорошему во благо нашей великой страны. Ну а сиюминутная наша задача одна – развиваться, нравиться читателям, увлекать их новыми проектами.

Алексей, спасибо за эту обстоятельную и интересную беседу! 

–И Вам спасибо, а также тем, кто дочитал до конца (улыбается)! В подарок – бесплатная подписка на pdf-версию «Классного журнала».

Беседовала: Виктория Бунчук


РАНЕЕ В ЭТОМ РАЗДЕЛЕ:

































Карта сайта

Яндекс.Метрика