Гильдия издателей 25 апреля 2018
 
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

О СОЮЗЕ ИЗДАТЕЛЕЙ (ГИПП) | Детская пресса | Конвергентная редакция в регионе | ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ | Московский фестиваль прессы
ГИПП рекомендует
Формат «согласия» разработали участники XI Ежегодного отраслевого форума «Publishing Expo/Издательский бизнес. Перезагрузка» (27.01.2016)
Y
Обзоры событий в медиа-среде
Вид для печати
Обсудить в форуме
12.04.2018
Деловой форум «Журналиста». Воркшоп-сессия
Фактчекинг, каннибализм форматов и рецепты преодоления творческого кризиса в редакции.

Во второй день Делового форума «Журналиста» профессионалы поделились опытом работы и успешными кейсами для создания качественных медиа.

Максим Корнев, эксперт MediaToolBox.ru, доцент кафедры ТРИТ факультета журналистики института массмедиа РГГУ, рассказал о том, как проверять достоверность информации и почему это так важно.

Мы перестаем слышать альтернативную точку зрения. Нам сложнее думать критически. Наша медийная задача — прерывать эти фильтр-баблы. Фактчекинг и  борьба с фейками  — объединяющая сила. Это один из ключевых факторов современных эффективных медиа.

Эксперт объяснил, чем отличаются фейки-ошибки от фейков-обманок: 

  • Фейки-ошибки (непреднамеренные, пассивные ошибкаи — опечатки, неточности, заблуждения, невнимательность и лень автора). С ними бороться легко.
  • Фейки-обманки (преднамеренные, активные) — необъективность, пристрастность, зависимость и ангажированность автора, сознательные манипулятивные конструкции. Бороться с ними сложно, но можно.

Ситуация, в которой мы оказались, называется постправдой. Это обстоятельства при которых объективные факты имеют меньшее влияние на общественное мнение, чем апелляция к эмоциям и личным убеждениям.

Максим отметил, что следование этическим принципам (независимости, объективности, точности и беспристрастности) обеспечивает изданию доверие аудитории и хорошую репутацию. Именно это делает его успешным.

Не нужно бояться фейков и не нужно верить всему на слово, мы должны быть скептически настроены ко всему входящему потоку, мы не должны становиться тем самым звеном, через которое фейки получают свой охват.

Эксперт также рассказал о базовых принципах фактчекинга: 

  • Не верь (профессиональное недоверие, критический подход). Не ведитесь на эмоции и шумиху.
  • Вооружайся (предупрежден — значит вооружен). Изучайте кейсы и практики, схемы и логики.
  • Спроси (развивайте связи) — общайтесь с экспертами и обычными людьми при помощи специальных сервисов).

Производить фейки проще, чем опровергать их.

5 способов проверить информацию:

  1. Ищите первоисточник или подтверждение информации из нескольких независимых источников;
  2. Спросите противоположные стороны;
  3. Учитесь распозновать фейки;
  4. Помните: точность фактов важнее ситуации;
  5. Используйте социальные сети осторожно;

Честным быть выгодно.

Также Максим Корнев посоветовал пару интересных книг по теме  — это «Психология влияния» Роберта Чалдини и «Искусство обмана» Кевина Митника.

Евгений Кулаков, эксперт MediaToolbox, считает, что журналистика в последнее время претерпела серьезные изменения: стали иными аудитория, ее источники, цикл потребления информации, способы создания и распространения контента:

Если раньше человек охотился за информацией, она представляла ценность из-за своей редкости и, соответсвенно, журналисты были полубогами, которые доносят эти ценности, то сейчас наоборот — человек стал, грубо говоря, розеткой, в которую хотят все воткнуться, порталом для подсоединения новых потоков. И он в ужасе.

К характеристикам новой «цифровой» аудитории он отнес:

  • Клиповое мышление;
  • Ориентацию на эмоции, а не на логику;
  • Отсутствие привязки к бренду СМИ;
  • Устойчивые социальные связи;
  • Необходимость в фильтре контента, вызванную большим объемом информации;
  • Мобильность;
  • Мультизадачность;
  • Потребность в интерактивном контенте.

Эксперт рассказал о двух типах потребления информации и разнице в их характеристиках:

Два типа потребления информации

В виде аудитории (внимательные и лояльные пользователи)

В виде трафика (пользователи, читающие все подряд. Они приносят деньги)

Есть качество (соцдем)

Лояльность

Регулярные покупки

Премиум-потребление

Сайт, бумага, приложение

Важно доверие

Коммуникация на уровне бренда

Есть только количество

Текучесть (аудитория становится то больше, то меньше)

Испульсивные клики

Быстрая «еда на бегу» (чтение, чтобы «убить время»)

Неважен источник информации

Сторонние площадки

Коммуникация на уровне статьи

И то, и другое — это две рабочие модели. Просто нельзя их путать. Нужно понимать, для кого вы работаете в этом материале, а для кого — в этом, работаете ли вы с лояльностью или с текучестью. Нужно четко понимать, на какую работу читатель вас нанимает, для чего он вас покупает.

Евгений Кулаков посоветовал составлять карту эмпатии аудитории, чтобы понять, кто эти люди и чего они хотят, и рассказал о критериях, оценка которых позволит управлять СМИ как продуктом:

  • Product /market fit — соответствие продукта ожиданиям аудитории;
  • Minimal Viable Product — минимальное количество продукта, способное удовлетворить аудиторию. Иными словами, это то, без чего материалы не будут читать;
  • Jobs-To-Be-Done — подход, при котором оцениваются задачи аудитории. Он подразумевает вопрос: «На какую работу вас нанимает ваш читатель»;
  • Продуктовые KPI — эти показатели важны для выработки продукта;
  • Roadmap & features — план разработки издания плюс уникальные характеристики;
  • Модель Кано — метод, используемый для оценки эмоциональной реакции потребителей на отдельные характеристики продукции;
  • Pains-Gains — потребности аудитории, которые удовлетворяет ваш продукт;
  • A/B тестирование  — фреймворк, который позволяет понять, в правильном ли направлении вы идете.

Камилла Нигматуллина, редактор журнала ЖУРНАЛИСТ, эксперт mediatoolbox и человек, (по ее словам) убивший периодическую печать в СПбГУ, начала свое выступление с признания:

Здравствуйте, меня зовут Камилла, и я интернет-зависимый человек.

Камилла рассказала о сайтах региональных СМИ: нужны ли они вообще (спойлер: нет, если нет ресурсов, чтобы делать сайт хорошо), каковы принципы хорошего регионального сайта, где брать статистику и какие существуют инструменты эффективности онлайн-медиа.

Принципы хорошего регионального сайта: 

  • Объединяйте людей;
  • Пишите хорошие истории о городе и людях;
  • Оказывайте помощь и приносите пользу людям;
  • Сделайте сайт удобным и понятным (рубрикация, виджеты соцсетей и теги обязательны!).

В игре «Сокровища пиратов» и в игре «Драгоценности» моя мама находится выше 3000-го уровня. Такие люди с трудом понимают, откуда к ним приходят новости, но это те люди, которые ждут чего-то человеческого, настоящего. Необходимо работать с ними.

Мультимедийный продюсер Оксана Силантьева тоже говорила об «очеловечивании» контента. По ее мнению, соревноваться с яндекс-новостями бессмысленно — надо делать новости для людей и о людях. 

Понимая, чем люди на самом деле живут, мы совершенно спокойно можем управлять трафиком.

На воркшоп-сессии она рассказала о том, как планирование может помочь редакции выйти из творческого кризиса:

Планирование работы медиа — это не «нам нужно выложить 200 сообщений в ленту», планирование — это тематический календарь, который вы можете написать на три года вперед.

Спикер показала примеры качественных медиапроектов и предложила участникам, разбившись на группы, создать контент-план издания на ближайшие три месяца. Основа такого планирования — жизненный путь человека. Детский сад, школа, университет, работа, семья, дача, кредиты и так далее — все это этапы жизни почти всех людей и неисчерпаемые темы для СМИ. События, повторяющиеся из года в год, по мнению Оксаны Силантьевой, могут стать фундаментом долгосрочного контент-плана. Главное — каждый раз использовать для их освещения разные форматы:

Форматы — это истории, которые не надо изобретать. Главное — чуть-чуть напрячь мозг и найти тематическую и форматную связь.

Презентации спикеров будут доступны в Клубе Журналиста. 

Совсем скоро фотоотчет появится на сайте и соцсетях — следите за обновлениями!

Наталья Налитова, контент-менеджер журнала «Журналист»


РАНЕЕ В ЭТОМ РАЗДЕЛЕ:

































Карта сайта

Яндекс.Метрика