Гильдия издателей 25 апреля 2017
 
ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ!

О СОЮЗЕ ИЗДАТЕЛЕЙ (ГИПП) | Детская пресса | Конвергентная редакция в регионе | ПРИСОЕДИНЯЙТЕСЬ | Наши эксперты и спикеры
ГИПП рекомендует
Граффити на стенах (08.04.2017)
Y
Обзоры событий в медиа-среде
Вид для печати
Обсудить в форуме
19.04.2017
Виктор Юкечев: «Ни один источник информации не может считаться надежным на все случаи жизни»
Источник: Silamedia
Правила поведения за рабочим столом для редакционного работника. Виктор Юкечев, специалист по журналистской этике, отвечает на вопросы о верификации информации, цитировании и конфиденциальности.

Верификация информации

— Где проходит граница между журналистикой и другими сферами массовой коммуникации?

— Журналистика — это сфера гражданского служения, чем не является ни одна другая коммуникативная профессиональная занятость (PR, реклама — это информационное обслуживание клиентов: индивидуальных, групповых, корпоративных, etc). Поэтому граница — это «общественный интерес», который является главным смыслом журналистской профессии.

— Кто и как отвечает за верификацию информации?

— За верификацию информации отвечает автор информационного сообщения (если это его собственное сообщение) и редакция (если она является републикатором). Здесь нужно различать ответственность перед Законом «О средствах массовой информации» и перед потребителями информации (читателями, слушателями, зрителями). Статья 57 профильного закона освобождает редакцию и журналиста от ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, в том случае, если эти сведения: а) присутствуют в обязательных сообщениях, б) получены от информационных агентств, в) содержатся в ответе на запрос информации или в материалах пресс-служб. Ответственность перед потребителями информации обязывает редакции и журналистов перепроверять информацию, полученную из этих источников, так же, как и из других (вы всегда должны предполагать, что представленная информация, как минимум, неполна — с точки зрения общественного интереса). Это должно входить в профессиональный этический стандарт.

Посыл такой: ни один источник информации не может считаться надежным на все случаи жизни, и сведения становятся фактом только после сопоставления информации, полученной из минимум двух, не зависящих друг от друга источников. А последствия за публикацию непроверенных данных — это, прежде всего, потеря репутации.

***

Добросовестное цитирование

— Как правильно брать информацию из материалов коллег? что является плагиатом, а что нет?

— Добросовестное цитирование — это не просто ссылка на публикации коллег (или воспроизведение текста в кавычках) — что совершенно обязательно, но и уважительная навигация для читателя: когда, где, по какому поводу и кем это было опубликовано. Плагиатом является перепечатка всего материала без согласования с автором и соответствующей ссылки; аналитических авторских выводов и прогнозов; воспроизведение чужого оригинального заголовка, и всегда — использование чужих фотографий без разрешения автора. Сегодня я бы еще отнес к плагиату публикацию без ссылки на автора (или издание) эксклюзивных сведений, отсутствующих в открытых базах данных.

— Этично ли ссылаться на конкурентов?

— Этично ссылаться на всех, кто знает больше нас самих и приводит соответствующие доказательства. Но если вы еще и сами перепроверили эти сведения и, при необходимости, дополнили или уточнили их, ваша репутация только выиграет от этого. Это и будет победой в конкуренции на медиарынке.

***

Конфиденциальная информация

— Как защищать источники?

— Соблюдение конфиденциальности источника — это требования и правовые, и этические. Источник имеет право попросить не публиковать эти сведения от его имени, и журналист обязан выполнить эту просьбу. В данном случае — это тоже вопрос репутации, а также риск потери источника.

— Как защищен журналист и как защищен источник, сообщивший информацию на условиях конфиденциальности?

— Источник, сообщавший вам о чем-то на условиях конфиденциальности, защищен только вашим обещанием и вашей репутацией. Но всегда остается проблема: как лучше ввести в публичный оборот эти сведения, если они представляют общественный интерес?

— Как правильно оформлять в материале информацию, полученную конфиденциально?

— Маркирование типа «чиновник Х из «департамента N сообщил» позволяет соблюсти конфиденциальность источника, но при этом далеко не всегда помогает читателю получить адекватное представление о событии, тенденции, планах и т.д. В таком случае для легализации общественно значимой информации нужно искать другие, дополнительные источники, в том числе, документы и комментарии экспертов.

***

Вмешательство в частную жизнь

— Что является таковым, а что нет? Как принципы освещения частной жизни отличают качественную журналистику от таблоидной?

— Каждый человек имеет право на частную жизнь — и обыватель, и чиновник, и депутат, и шоумен. Разница в том, что их право на невмешательство в их частную жизнь защищено по-разному. Индикаторы здесь — публичность персоны, их влияние на жизнь социума (своими действиями или бездействием) и тот самый общественный интерес, который всегда нужно отличать от общественного любопытства. Исходить нужно из того, что человек сам избрал (или не избрал) для себя публичный образ жизни.

— Где проходит граница частной жизни публичных персон, государственных служащих, жертв и свидетелей чрезвычайных происшествий?

— Жертвы чрезвычайных происшествий — это один из самых деликатных вопросов в нашей профессии: часто они или физически не могут дать согласие (выразить несогласие) со своим присутствием в публичном пространстве, или, находясь в состоянии шока, не думают о последствиях таких публикаций. Тут всегда нужно ориентироваться на основное правило: не вторгаться без достаточных оснований в частную жизнь. Свидетели — это те же источники информации, имеют такое же право на конфиденциальность. И сведения, полученные от них, нужно проверять так же, как и в случаях с другими источниками.

— Как поступать, если герой материала недоволен тем, как он был представлен?

— «Герой» любой публикации имеет право на ответ или возражение. Редакция сама должна принимать решение — комментировать эти ответы (возражения) или нет. Индикатором здесь не может быть «недовольство героя материалом». Редакция должна быть всегда благодарна (всем!) и за уточнения, и за выявление ошибок. Исходить тут нужно из единственного соображения: помогает ли эта информация читателю составить более полное и адекватное собственное представление о событии. Качественная пресса предназначает себя для того, чтобы люди получали собственное представление о действительности, и камертоном для нее является общественный интерес.

— Этично ли использовать лица публичных персон для тестов, викторин?

— Так называемая «бульварная» пресса предназначает себя для развлечения и отвлечения от действительности. В этом главное их различие. Ничьи лица без согласия самого человека нельзя использовать ни в каких материалах, не имеющих к ним прямого отношения — в тестах и викторинах, в том числе. Здесь несколько исключений: если человек позировал фотографу (за плату, и именно в этих целях), если он дал любым способом зафиксированное разрешение на тиражирование в СМИ (и в социальных сетях) своего изображения в указанных целях. В отношении публичных персон должен рассматриваться фактор уместности — и, опять же, с точки зрения общественного интереса, исключающего общественное любопытство.

***

Использование данных из социальных сетей для создания материалов

— Как правильно брать фотографии, цитаты, комментарии, опубликованные в соцсетях?

— На самом деле, правила общие: если речь идет о новостной информации, ее необходимо проверять так же, как и из других источников. О цитатах: есть цитаты о фактах, и цитаты из мнений (комментариев). Факты — проверяются и публикуются с возможной ссылкой на первоисточник (если эти сведения подтвердились). Если мнения и комментарии анонимны (или с нераспознаваемым псевдонимом/ником), нужно смотреть на их уместность — какие сведения с их помощью вы доставляете читателю? Но в любом случае нужно давать ссылку на платформу и аккаунт, откуда вы это почерпнули, а также представить контекст, в котором было размещено это мнение. Если мнения и комментарии имеют четко распознаваемых авторов, нужно обязательно запрашивать их согласие — и здесь не имеет значения, откуда вы их взяли: из зарегистрированного СМИ или из блога. Автор мнения (комментария) должен понимать, кто будет адресатом его послания — круг друзей (подписчиков) или неведомая ему аудитория. В таком случае за ним остается право редактирования своего поста.

Анастасия Блинова


РАНЕЕ В ЭТОМ РАЗДЕЛЕ:

































Новости зарубежных партнеров
Google, Facebook Executives to Discuss their Media Relations in Cartagena
Four Latin American speakers and one event you cannot miss!
London to Host Digital Media Awards and Conference
Indian news publishers gear up for big growth cycle
A futurist on media trends; new British Vogue editor; thriving with brand extensions; and more
FIPP World: Lessons from Abril, Condé Nast and Joe Media; power of verticals, chart of the week and more
INMA: Latest news events in the world media Nov 1-14
INMA: Latest news events in the world media Oct 29-10
EMMA: Latest News 06.10 -14.11.2016
EMMA: Latest News 14-27 September, 2016

Карта сайта